Поток

Татьяна Мошкина прокомментировала рынок RPA в Forbes

Партнёр ООО “Альянс Технологических Решений” Татьяна Мошкина прокомментировала рынок RPA для Forbes.ru в статье о Центре технологий роботизации (ЦТР) «Некст».
Роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA) для избавления сотрудников от рутины охватывает российские компании и в свете ухода многих зарубежных поставщиков привлекает отечественных разработчиков. Взлета RPA можно ожидать на горизонте пяти лет, когда стабилизируется ситуация с российским ПО, а предприятия закончат миграцию программных роботов.

Передать свои обязанности и работу механическим машинам человек мечтает уже давно. Больше века назад Карел Чапек написал пьесу R.U.R., где привел первое в литературе описание роботов. Пьеса, в которой они обеспечили людям жизнь в изобилии и без работы, из-за чего человечество стало вырождаться, имела колоссальный успех.

С тех пор на тему того, как роботы изменят мир, фантазировали не только писатели и режиссеры, но и инженеры и изобретатели всего мира. Во многом им удалось добиться успеха. Более того, концепция создания искусственных существ в помощь людям претерпела некоторые изменения и дополнения. Так, теперь роботами метафорически зачастую называют не только запрограммированные устройства, но также софт и технологии, помогающие автоматизировать бизнес-процессы и получившие название Robotic Process Automation (RPA).

RPA привезли в Россию иностранные вендоры шесть лет назад — пионерами стали платформы Blue Prism, UiPath, Automation Anywhere, указывает партнер IAS Digital Татьяна Мошкина. Используя их технологии, сотни российских IT-компаний автоматизировали шаблонные процессы с помощью виртуальных сотрудников — RPA-роботов — для своих клиентов, говорит она. «Первопроходцами были также банки, у которых большой объем рутинных задач, за ними металлургия, ретейл, — говорит директор по консалтингу PIX Robotics Николай Буланов. — Также драйверами стали крупные консалтинговые компании, которые начали предлагать технологию российским клиентам».

Немалый вклад в популяризацию RPA в России внесли крупнейшие консалтинговые компании, в том числе Deloitte и McKinsey, добавляет основатель Sherpa RPA Константин Артемьев: «Они рассказывали крупному бизнесу про возможности RPA, в том числе и металлургическим компаниям. Иногда бывало, что топ-менеджер ездил на международные конференции, узнавал там об RPA и сам связывался с западными вендорами».

Программные роботы повторяют действия человека в пользовательских интерфейсах. Чаще всего RPA помогает перераспределить функции и сделать работу сотрудников более эффективной, говорит Татьяна Мошкина. «Например, мы записываем на экране компьютера, как и в каких системах сотрудник оформляет документы, — и технология сможет точно повторить все эти действия», — объясняет Михаил Верисов. Такие роботы могут самостоятельно переносить данные из одной системы в другую и анализировать их, обрабатывать электронные письма, генерировать отчеты, автоматически обновлять информацию о клиентах. Еще робот RPA может переводить данные из электронных таблиц в CRM- или ERP-систему, мониторить почтовый ящик, извлекать данные из писем, заполнять формы или отправлять автоматические ответы. Программные роботы справляются с сортировкой, фильтрацией, анализом или обработкой больших объемов данных. Так, они агрегируют данные из различных источников и создают отчеты или аналитические дашборды.

«Самыми интересными я считаю роботов, которые работают как сервис, — продолжает директор ЦТР «Некст». — Например, готовят за сотрудников отчеты или справки — им больше не нужно изучать тонны информации из различных источников: она сама приходит к ним на почту. Так, чтобы сделать справку о котировках того или иного сырья, часто приходится использовать и сайты, и журналы в формате PDF, и данные, которые коллеги отправили по электронной почте. Ты приходишь утром на работу, а свежие данные уже подготовлены к 8:00».

Источник